Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 1

Крылья ангелов

Колесо и звероглавый монстр: ангел-химера

Едва ли не единственное место в Библии, где ангелы описаны мало-мальски подробно, — видение Иезекииля. Поначалу пророк не указывает, что за существ он лицезрел, и говорит о странных созданиях с четырьмя головами — тельца, человека, орла и льва:

И только в X главе будет сказано, что это один из ангельских чинов — херувимы:

Уже в раннем Средневековье церковные художники пытались изобразить ангелов, описанных пророком, максимально близко к тексту. Четверовидных существ стали называть тетраморфами — и считали их особым видом херувимов, которые окружают Господний трон. Поскольку «словесный портрет» у Иезекииля был чрезвычайно запутан и с трудом поддавался визуализации, христианские мастера на протяжении веков рисовали их множеством разных способов.

Порой мы видим не единый «организм», а пригнанные друг к другу крылья, к которым — с большей или меньшей анатомической убедительностью — крепятся четыре головы, а также колёса, превращающие тетраморфа в повозку Господа. Таким ангел изображен на самом раннем из дошедших до нас изображений подобного рода из сирийского Евангелия Рабулы 586 года.

Однако чаще основой всё же служила фигура ангела (в привычном для нас понимании этого слова), к которой присоединялись три остальные головы. Иногда, стремясь подчеркнуть особую природу тетраморфа и, возможно, приуменьшить его монструозность, мастера пытались замаскировать три звериные пасти, рисуя их, например, как часть прически херувима.

Впрочем, не все тетраморфы сконструированы на основе человеческой фигуры. Существует много изображений, где они предстают в животном обличье — как быкоподобные звери с четырьмя различными головами, крыльями и руками, растущими прямо из тела, или как крылатый гибрид о четырех ногах и четырех головах, напоминающий скорее не живое существо, а предмет храмовой утвари.

С XII века таких Божественных монстров порой стали противопоставлять дьявольским, например зверю с семью головами и десятью рогами, который в Откровении Иоанна Богослова служит престолом для вавилонской блудницы. Так появляется аллегорическое изображение Церкви верхом на тетраморфе — гибриде человека, льва, тельца и орла. В этом контексте он символизирует свидетельства четырех Евангелий, на которых строится христианское учение.

Наряду с изображениями химерических существ были и иллюстрации с четырьмя отдельными ангелоподобными зверями. В новозаветном Откровении Иоанна Богослова тетраморфы из видения Иезекииля переосмысляются и «распадаются» на отдельных «животных»:

В христианской традиции эти образы были истолкованы как символы четырех евангелистов. По самой распространенной версии, ангел обозначал Матфея, лев — Марка, бык — Луку, а орел — Иоанна. При этом на некоторых изображениях четыре существа «сливались» в тетраморфа, дабы подчеркнуть идею единства апостольских свидетельств о Христе.

2. Рисуем Анатомию Крылатого Человека

Если
вы хотите нарисовать ангела или просто крылатого человека, то вам нужно сначала
изменить грудь. Конечно,
это не обязательно, но это добавит реализма. Я
использовала эту фотографию мускулистого человека без рубашки в качестве своей модели. Он
отлично подходит для этой цели!

Вначале,
я добавила фейковые кости внутри грудной клетки с клювовидным отростком, разместив
где-то за мышцами плеча. Я
пыталась сохранить грудину больших размеров, но не доводя до абсурдности (хотя
это было бы более убедительно!).

Далее,
я добавила мышцы к костям, используя, по возможности, настоящие мышцы в
качестве ориентира по возможности.

После
того, как я преобразовала фотографию в фрагмент контурного рисунка, новая
анатомия хорошо совместилась с оригинальной.

Если
вам нужны изображения переднего и заднего вида крылатого человека в качестве
ориентира, то не стесняйтесь использовать их:

Вы
также можете просто скопировать эти рисунки, чтобы далее повторить весь урок.

Значение крыльев Править

Изначально появились как пернатые люди, которые стремились в воздух, летать, постигать новое, но сделали своё стремление символичным, и полёт вместо стиля жизни стал жаждой стремиться к высотам знания. Крылья значат благородство, мудрость, высокие принципы и идеи, аристократичность, прогресс, власть над физическим миром, способность увидеть всё с иной, более уважаемой точки зрения, осведомлённость.  

Богини — чаще всего такие магические девушки, которые приобрели множество крыльев ради статуса. Камаэли протестуют против иерархии по количеству крыльев, пытаясь доказать, что достоинство не зависит от рудиментарной пары конечностей. Альвы — отделившаяся от ангелов культура, которая сохранила аккуратные мини-крылья на голове ради того же символа благородства и знания, но избавившись от лихорадки по количеству.

Варианты использования

Крылья ангела особенно хороши для свадебных фотосъемок на природе. Они позволят добиться образа неземного создания. Свадебный портал Свадьбаголик.ru полагает, что аксессуар особенно органично смотрится на романтичных и сказочных свадьбах. Он послужит не только украшением невесты на фотосессии, но и элементом декора на банкете.

В зависимости от окраски и формы, можно создать крылья светлых и темных ангелов, фей и эльфов. Если вы организуете выездную роспись на природе, изготовьте небольшие крылышки, которые будут носить дети, которые участвуют в церемонии. Еще один вариант использования крыльев – во время предсвадебной фотосъемки. Они послужат оригинальным и символичным акцентом для создания истории.

Иерархические цвета Править

Помимо количества крыльев и их длины, присутствует некоторое предпочтение в цветах. Среди аристократии особенно ценятся как можно более светлые, белые, или как можно более тёмные, чёрные цвета. Белый связан с чистотой, светом, облаками, а чёрный — с воронами и таинственной мудростью, которая открывает себя только ночью. Особенно любим ангелами всё же белый, что подхватили и альвы.

Мнения по поводу других цветов разнятся: кто-то ненавидит яркий цвет и считает его признаком черни, а кто-то любит определённые оттенки и считает их весьма даже удобоваримыми для высших чинов. Официально считается, что допустим пастельный, приглушённый, мягкий цветной оттенок, не режущий глаза. Более всего людям наплевать на серый, никто не считает его особенно ужасным и мешающим, но и привязываться к нему никто не торопится.

Цвета волос и глаз, безусловно, подмечаются, и в основном должны подчиняться тому же правилу, что и крылья: монохромность или приглушённость.

Классика

Как сделать крылья ангела с помощью перьев? Поэкспериментируем на детском варианте. Подготовим пластик, ситцевый отрез, бесцветный клей, перья, резинки.

Приступим к изготовлению. Сначала надо вырезать шаблон. Теперь приклеить к каркасу вырезанную по аналогичному лекалу ткань.

Если есть желание, можно приготовить из проволоки основу, на которую наклеить ситцевые элементы. Оба способа актуальны.

Следующий шаг – отверстия для резинки у основания. Перед этим надо крылья приложить к спине для замеров, чтобы после надевания в них было комфортно.

Дальше приступаем к декорированию. Перья приклеивать так, чтобы проволоку каркаса не было видно.

Эрот, путти и аркебузьеры: ангел-милашка

Античный образ Эрота оказал огромное влияние на раннехристианское искусство. Маленькое крылатое создание с луком стало «моделью» для рисунков взмывающей в небо души.

Его рисовали с луком и стрелами, а голову украшали короной или даже цветным нимбом, который «рифмовался» с крыльями, подобными ангельским. Эрота могли изображать в мандорле, хотя обычно она окружает только фигуру Бога или Девы Марии. Чтобы показать сходство любви к Господу и к ближнему, Христа иногда писали с угольком в руке (типичный атрибут Купидона — символ страсти, горящей в сердце) или даже пронзающего стрелами сердца своих последователей.

В эпоху Ренессанса эти мотивы развиваются. Теперь подобными Эроту рисовали путти — крылатых младенцев с нимбами, которые в разных контекстах могли обозначать души усопших, служить аллегорией смерти и воскресения, а также выступать в роли ангелов.

Живой огонь и лик с крыльями: ангельские чины

Систематизировав видения Иезекииля и другие библейские свидетельства, богослов V–VI веков Псевдо-Дионисий Ареопагит создал классификацию девяти ангельских чинов. Созерцающих престол Всевышнего «херувимов» он ставил на второе место после огненных «серафимов», олицетворяющих пламя Божественной любви. Затем следовали носящие трон Господа «престолы».

Далее шли постоянно возвышающиеся в своем величии «господства», могущественные и богоподобные «силы», владеющие духовной энергией «власти», отвечающие за священный порядок «начальства», управляющие низшим чином «архангелы» и передающие людям Божественные откровения «ангелы».

Под воздействием теологии Ареопагита и других богословов художники стали писать посланников неба дифференцированно, учитывая их чин. Серафимов изображали с четырьмя или шестью огненными крыльями, а иногда вместо пламени иллюстраторы просто рисовали их оперение красным, и тогда эти персонажи напоминали экзотических птиц.

Красивая бабочка

Попробуем сделать крылья бабочки. Для начала купить пару обложек-брошюровок (он понадобятся для каркаса). Трафареты найти в Сети, при художественных навыках нарисовать самостоятельно.

Теперь надо вырезать крылья. По их форме согнуть проволоку из меди, сверху каркаса приклеить заготовки крыльев. Вырезаем кусочки ткани, которые приклеить к каркасу. Делать это надо аккуратно, чтобы внешний вид получился презентабельным.

Обязательно приготовьте пуховые перья (для этого подойдет подушка). Затем наклеить перья по периметру

Здесь важно отслеживать направление пера, оно должно быть одинаковым.

Семья

Список родственников

Мать:

Зеленоглазка: мертва, обитает в Звёздном племени.

Отец:

Шоколад: мёртв, обитает в Звёздном племени.

Дяди:

  • Алмаз: жив (на период «Скрытая тайна«);
  • Лютик: статус неизвестен.

Пара:

Остроглаз: жив (на период «Скрытая тайна»).

Двоюродный брат:

Пеплолап: жив (на период «Скрытая тайна»).

Бабушка:

Солнцегривка: мертва, обитает в Звёздном племени.

Дедушка:

Буролап: жив (на период «Скрытая тайна»).

Прабабушки:

  • Светлая: мертва, обитает в Звёздном племени;
  • Ласточкино Гнездо: мертва, обитает в Звёздном племени.

Прадедушки:

  • Златоглаз: мёртв, обитает в Звёздном племени;
  • Неназванный кот,

Двоюродный прадедушка:

Листочек: мёртв, обитает в Звёздном племени.

Прапрабабушка:

Травоглазка: мертва, обитает в Сумрачном лесу.

Прапрадедушка:

Солнцелистый: мёртв, обитает в Звёздном племени.

3. Рисуем Структуру Крыльев

Шаг 1

Нарисуйте
основные изгибы крыльев. Забудьте
об анатомии на мгновение — просто нарисуйте лёгкий намёк на то, что должно
выглядеть крыльями в конце.

Шаг 3

Добавьте
«палец». Он слегка
согнут где-то посередине, поэтому вы можете использовать его, чтобы создать ту позу,
которая вам нужна.

Шаг 5

Обычно
существует десять первичных перьев. Отметьте
«палец», чтобы создать пространство для каждого. Добавьте
отметки, распределив их по дальней половине.

Шаг 7

Нарисуйте
кривую, которая создаст основную форму первичных перьев. Она должна
быть похожа на часть круга, резко направленная к запястью.

Шаг 9

Нарисуйте
остальные три первичных пера— они могут выходить за пределы кривой, становясь
более похожими на самые длинные первичные перья по длине.

Шаг 12

Нарисуйте
вторичные перья. Не
нужно их подсчитывать — просто нарисуйте их в одном стиле, пока вы не заполните
область. Нет
необходимости рисовать их в сложенном спереди виде, хотя здесь они находятся за
сложенными первичными перьями.

1. Сравнительная Анатомия Рук Человека и Крыльев Птиц

Анатомия Рук Человека

Давайте
начнем с анатомии человека, поскольку вы уже знакомы с ней. Руки
прикреплены к структуре, которая называется грудной пояс — лопатки и ключицы. Это даёт
рукам широкий диапазон движения. Большая
мышца, называемая грудной мышцей, управляет плечом — она прикреплена к грудине.

Анатомия Крыльев Птиц

Всё
понятно? Теперь
давайте посмотрим на птицу. У птиц
также имеется грудной пояс, хотя он немного сложнее: ключицы сращены в
структуру, называемую вилочкой (или дужкой), которая работает как пружина, и их
функционирование обеспечивается специальной костью, называемой клювовидный
отросток (отсутствует у людей). Поскольку
птицы нуждаются в гораздо большей мощности в крыльях, чем люди в руках, их
плечи приводятся в действие огромными грудными мышцами, связанными с массивной
грудью.

Как вы
можете увидеть, крылья — это не просто кости рук — это сложная структура
грудного пояса, рук и мышц груди. Эта
часть, начинающаяся у плеча, является наиболее заметной, но для настоящих
функциональных крыльев, мышц должно быть больше, чем здесь.

Ниже вы
можете увидеть простое визуальное сравнение обеих структур:

Анатомия Крылатых Рук Человека

Вы
возможно заметили здесь есть две проблемы. Во-первых,
нам нужно совместить две пары конечностей с отдельными лопатками и ключицами на
одной грудной клетке (если каждая пара должна двигаться отдельно). Во-вторых,
грудина должна быть огромной, с пространством как для огромных крыло-грудных
мышц, так и для более мелких плечевых грудных мышц. Так что
же нам делать?

Существует
много способов решить эти проблемы, каждый из которых одинаково замечателен. Невозможно
и бесполезно иметь две пары конечностей, расположенных так близко друг к другу,
поэтому независимо от решения, которое мы придумаем, это будет всего лишь
псевдореалистичная реализация невозможной анатомии. Хотя, это
всё же лучше, чем просто приклеить крылья к спине!

Вот
моя идея: увеличиваем грудину с помощью двух слоёв грудных мышц. Человеческие
ключицы размещаются немного ниже и они более изогнуты, оставляя пространство для
клювовидного крыла. Птичьи
ключицы удалены — не у всех летающих птиц они есть, поэтому мы можем
предположить, что они не нужны для полета. Птичья
грудная мышца всё также очень большая, и покрывает переднюю часть туловища.

Дополнительная
пара лопаток была размещена между человеческими — к счастью, птичьи лопатки
узкие и могут быть изогнуты и поэтому подойдут для этого места. Крылья
начинаются за оригинальными плечами, чуть выше их.

В этой
конфигурации каждая пара конечностей может двигаться отдельно, и вся структура
выглядит довольно убедительно, хотя на самом деле этого недостаточно для активного
полёта!

4. Рисуем Перья Крыльев Ангела

Шаг 1

Обведите
контуром половину первичных перьев. Часть
внутри границ кривой должна быть круглой, а другая снаружи более узкой. Таким
образом, вы создадите характерные прорези.

Шаг 4

Как
первичные, так и второстепенные перья покрываются более интенсивным оперением. Они
должны покрывать стержни перьев. Сначала
спланируйте их длину. Имейте
в виду, что оперение размещается отдельно как спереди, так и сзади!

Шаг 7

Также
существует более мелкое оперение, которое покрывает более крупное оперение. Нарисуйте
их таким же образом, за исключением того, что на этот раз избегайте оперения на
задних первичных перьях.

Шаг 8

Кроме
того, существует также структура, которая называется придаточным крылом, —
скопление перьев, прикрепленных к большому пальцу. Он
закрывает крыло сзади, но часть его также может быть видна спереди, когда
большой палец «открыт».

Шаг 9

Пространство
между маховыми перьями и телом заполнено лопаточными перьями (сзади) и
третичными перьями (спереди).

Шаг 11

Крылья,
когда складываются, скрываются под перьями мантии, которые являются частью тела
птицы. Вы
можете оставить крылья раскрытыми, если хотите показать эти удивительные мышцы
спины, хотя они могут помочь сделать крылья похожими на целое.

Мастер-классы

Фата для девичника: как сделать своими руками

Оригинальную фату для девичника можно не только купить в готовом виде, но и сделать своими руками. Это просто, быстро, доступно и вам не придется тратить большие деньги на материалы. Все секреты по созданию фаты для будущей невесты расскажем в статье. …

  • 4755 просмотров
  • 30 фото

Фотозона на свадьбу своими руками: 5 мастер-классов

В последние годы стало модным организовывать на свадьбе тематический уголок для веселой съемки гостей и молодоженов, который вполне можно оформить без больших денежных затрат. Как сделать фотозону своими руками на свадьбу? Есть масса креативных идей! …

  • 37529 просмотров
  • 48 фото

Классовая система Править

Общие:

  • богиня-архангел
  • три пары (архангел)
  • две пары, птеры
  • одна пара, людоптеры
  • человек
  • тарк

Кланы, как семьи. Чем сильнее клан, тем меньше нужно крыльев для поднятия по социальной лестнице. Те устроили жёсткую конкуренцию, путём накопления богатств, заслуг, чести, при чём и без установки точного рейтинга, и с множеством споров, если без него. Награды непосредственно личностям или компаниям. Кланы создают себе репутацию какую посчитают нужной, без прямого политического контроля, как и количество крыльев никем не регулируется, кроме многокрылия богини-архангела. Гордость клана подчёркивается путём указания на сам клан, вперёд имени, в числах (8 Воронов), в создании яркого узнаваемого имиджа, управления территориями. Кто вне клана, тот зарабатывает личными заслугами. Вступить в клан можно по внешнему признаку или приюту. Генетически могут внестись странные изменения, так что кланы могут оказаться непохожи на земных птиц. Кланы сами выбирают, как относиться к генетической чистоте, приючивать кого или нет, насколько жёстко придерживаться специализации, управлять ли, производить ли, воевать ли.

Влияние иерархии на общество Править

То, насколько ангелы пекутся о количестве своих крыльев, может заставить подумать, что они совсем несправедливы и глупы, однако это не совсем так. По сути, крыловая иерархия редко когда вызывала волнения среди народа, поскольку распределение масс по кастам без возможности куда-то сдвинуться оформила спокойную и крепкую расслойку общества на определённые культуры, можно даже сказать, что подвиды.

Особенно сложно приходится средней касте, поскольку она может как съехать в простолюдины, так и подняться в аристократы, однако даже тогда возникает очень мало претензий, поскольку если хорошо постараться, можно многого добиться, даже если у тебя не достаёт лишней пары крыльев. Ангельскую крыловую иерархию некоторые историки называют вполне справедливой и лишающей общества множества ненужных проблем, особенно самоопределения, но не уничтожая возможность этого самоопределения полностью.

Пошаговая инструкция:

  1. Нарисуйте карандашом форму будущих крыльев.
  2. Вырежьте форму. Наложите макет на второй лист, обведите очертания и вырежьте второй макет.
  3. Используя клей, закрепляйте перья рядами на макетах. Начинайте работать снизу. Верхний ряд перьев должен слегка заходить на нижний, таким образом, крылья получатся более аккуратными и реалистичными. Покройте будущие крылья перьями с обеих сторон. Оставьте макеты высохнуть.
  4. Покройте крылья краской из баллончика. Красиво смотрится золотая, серебристая краска и блестки. При желании крылья можно сделать разноцветными или с узорами. На данном этапе (после высыхания краски) крылья можно украсить кристаллами или другими декоративными элементами.
  5. Расположите две детали так, как они должны лежать на спине. Вырежьте еще одну полоску картона (прямоугольник). Расположите деталь предположительно там, где будут находиться лопатки, когда вы наденете крылья. Расположите ручные крепления из резинки (предварительно примерьте детали). Приклейте или пришейте резинки к картону. Приклейте прямоугольник с резинками на оба крыла, соединяя их тем самым и делая удобными на ношения.
  6. Аксессуар крылья ангела готов!

Полет и андрогинность: крылатый ангел

К концу IV века для художников стало важно отличить ангелов от людей, а следовательно, возникла необходимость в особых визуальных маркерах

Поскольку в Библии только вскользь упоминалось, что небесные посланники способны летать, богословы начали уделять пристальное внимание этой детали уже в II–III веках

Тертуллиан писал, что и ангелы, и демоны крылаты. Иоанн Златоуст в конце IV века утверждал, что крылья позволяют Божьим вестникам быстро спускаться с небес, чтобы помогать людям, хотя и не относятся к их нематериальной природе. Внешний вид ангелов отождествлялся с обликом Святого Духа, которого Господь также неоднократно посылал в качестве крылатого глашатая на землю.

В какой-то момент эти два образа в представлении богословов слились настолько, что в сцене небесного заступничества архангела Михаила за трех отроков в пещи огненной изображен голубь, а не антропоморфное существо. В своем облике ангелы приобретали всё большее сходство с Богом и «отдалялись» от человека.

Но со временем ряды почитателей небесных посланников ширятся, а теолог Новациан пишет, что к числу последних принадлежал Сам Христос.

Теперь перед художниками стояла непростая задача — не только выделить посланников небес среди людей, но и показать их отличие от Бога, носившего нимб и окруженного сиянием-мандорлой, и от Христа, воплощенного на земле в образе человека. Решение, однако, быстро нашлось — дать небесным посланникам крылья, тем самым подчеркнув их функцию, а также положение между Господом и людьми, между небом и землей. Таким образом удалось и выполнить предписания Лаодикийского собора, и явить синкретическую природу этих существ, почти не описанную в Библии.

К тому же в римской дохристианской традиции существовали подходящие иконографические прототипы, например образ одетой в пеплум крылатой богини победы Ники. Она регулярно появлялась на реверсе золотых монет между портретами римских или ранневизантийских сопрестольных императоров с коронами и нимбами — например, между Валенсом и Валентинианом I. Эти образы и послужили основой для первых христианских изображений святых, а затем и Троицы.

К примеру, на одном золотом донце Христос коронует апостолов Петра и Павла. Эта сцена в точности скопирована с монеты, где место Спасителя занимает богиня Ника. На римские деньги образ царственной троицы с центральным крылатым персонажем, в свою очередь, мог попасть из древнеегипетского искусства, где в такой же манере еще в II веке до н. э. на каменных геммах изображали Баит (одно из воплощений Гора), Хатхор (покровительницу материнства) и Акори (богиню власти фараона).

5. Рисуем Крылья Ангела

Шаг 1

Направляющие
линии завершены — пришло время для создания настоящего рисунка! Мы
собираемся сделать это в прямо противоположном порядке к тому, как мы
нарисовали структуру. Сначала
нарисуйте мантию и крошечное оперение. Они
должны быть пушистыми! Нет
необходимости рисовать перья отдельно, поскольку они обычно не видны таким
образом.

Шаг 3

Нарисуйте
более мелкое оперение

Здесь
вам нужно начать обращать внимание на порядок перьев. На
спине начните рисовать со стороны локтя, а спереди — со стороны пальца

Шаг 5

В заключение,
прекрасные первичные и вторичные перья. Вы
можете нарисовать довольно-такие толстые стебли пера внутри них, при этом они должны
становиться тоньше ближе к кончику.

Шаг 6

Как
только вы закончите, вы можете обвести контуром перья. Просто
будьте аккуратны: если линии слишком выраженные, то они могут выглядеть слишком
толстыми и жёсткими (хотя, если этот стиль подходит вам, тогда, в этом случае
вперед!).

Ангелы модерна

В эпоху классицизма художники воспевали образ величественного небесного вестника, в диапазоне от антикизированного томного юнца в тоге до брутального рыцаря. Однако внезапно появился и новый персонаж — ангел-женщина: ее изображали и как сдержанную, в духе того времени, даму, и как очаровательную крылатую прелестницу.

Сейчас этот образ выглядит абсолютно естественным, но до Викторианской эпохи никому и в голову не пришло бы рисовать посланника небес таким образом. Скорее всего, подобный типаж появился в результате ошибки художников, часто видевших в кладбищенской скульптуре похожую фигуру души с крыльями и не обращавших внимания на контекст традиционного сакрального искусства.

Но в XX веке и этот стереотип был сломан. Дали, Пикассо, Кандинский, Шагал писали небесных вестников, которые неизменно пополняли и без того разросшийся за два тысячелетия Божественный сонм. Но, пожалуй, самый знаменитый образ в этом ряду создал в 1920 году немецкий художник Пауль Клее. Его «Ангел истории» послужил отправной точкой для философа Вальтера Беньямина, предложившего свою интерпретацию мирового прогресса. Он видел в необычной фигуре с поднятыми вверх, будто под дулом пистолета, руками не благую весть, но пророчество катастрофы и разрушения знакомого уклада бесчеловечной войной:

Сегодня в массовой культуре существует сразу несколько образов ангелов. Популярным стал восходящий к средневековому искусству типаж небесного воина, который теперь можно встретить в фэнтези-литературе и компьютерных играх. Не реже вестник предстает и в виде прекрасной женщины, словно сошедшей с картины прерафаэлитов. Бескрылый ангел-бородач, многоголовый ангел-химера, пухленький ангел-Эрот — безжалостный ветер арт-прогресса всё дальше уносит их вглубь прошлого, о котором теперь помнят только историки искусства и интересующиеся — такие как мы с вами.

Борода и лысина: ангел-мужчина

В одном из псалмов ангелы описываются как существа, состоящие из огня и ветра. В видении Даниила эти создания способны передвигаться по воздуху: «Мужчина Гавриил… быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» (Дан. 9:21). В Евангелии от Матфея добавляется, что ангел «видом как молния», а его одежда «бела как снег» (Мат. 28:3). В общем-то, это самые подробные описания внешности небесных вестников.

На раннехристианских фресках и мраморных саркофагах ангелы, за неимением подробных сведений об их облике, выглядели точь-в-точь как люди. Первые подобные изображения появляются во второй половине III века на стенах в римских катакомбах. Ангелов невозможно отличить от простых людей, если не знать сюжет. К примеру, в подземелье Присциллы Гавриил, несущий благую весть Деве Марии, выглядит как мужчина с короткой стрижкой в белом платье. Три ангела в сцене гостеприимства Авраама в катакомбах на Виа Латина — обычные юноши, ничем не выделяющиеся на фоне остальных персонажей фресок.

Всё те же мужские образы мы видим в библейских эпизодах, изображенных на саркофагах. Порой кто-то из них даже бородат или лысеет, как ангел на гробнице IV века из музея Пио-Кристиано в Ватикане, который останавливает руку Авраама, жертвующего Богу своего сына. Видимо, так художники хотели показать, что посланники неба могли являться на землю и говорить с людьми, а значит, и выглядеть они должны были антропоморфно, чтобы человек их не испугался.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации