Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 1

Сапоги

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами — «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Виды

  • Летние сапоги – это сапоги, изготовленные из тонких и дышащих материалов (чаще всего ткани), предназначенные для теплого времени года. По своей конструкции такая модель внешне схожа с традиционными сапогами, однако она может быть снабжена прорезью на пятке, мыске или голенище. В моду летние сапоги вошли сравнительно недавно, но уже успели покорить модниц со всего мира. Текстильные сапожки прекрасно сочетаются со многими нарядами, они вносят изюминку в образ, а также защищают женские ножки в прохладный летний вечер.
  • Полусапожки – это сапоги, имеющие укороченное голенище. Они станут прекрасной альтернативой ботинками или ботильонам. Предназначены для осени и ранней весны. Cуществует довольно много разнообразных моделей, некоторые из них могут быть декорированы искусственным или натуральным мехом, или перфорацией.
  • Жокейские сапоги – это сапоги, обладающие высоким плотным голенищем, плоской подошвой с небольшим каблуком (1-2 см) и круглым чуть вытянутым носком. Раньше такую модель использовали исключительно для верховой езды, сейчас же ее носят многие женщины и мужчины, предпочитающие стиль кантри, бохо, casual или фольклорный стиль. Классические жокейские сапоги декорированы лаконичным ремешком, опоясывающим голенище и имитирующим подпругу. В последнее время пользуются популярностью модели, украшенные лейблами, цепями, заклепками и другими элементами. Жокейские сапоги отличаются особым удобством за счет своей конструкции.
  • Ковбойские сапоги – это сапоги, имеющие острый чуть приподнятый вверх мысок, высокое широкое голенище, характерную строчку и слегка скошенный каблук. Данная модель имеет довольно длинную и интересную историю, ведь много лет назад такая обувь была широко распространена среди ковбоев с Дикого Запада. Сегодня ведущие Дома Моды представили огромный ассортимент ковбойских сапог, выполненных в различных цветовых решениях и декорированных самыми необычайными элементами.
  • Резиновые сапоги – это сапоги, предназначенные для дождливой погоды. В настоящее время резиновые сапоги являются актуальным трендом. Они прекрасно дополняют весенние и осенние образы даже в самый слякотный день. Существуют самые разнообразные модели: на каблуках или без, с замком-молнией или шнуровкой. Также в обувных магазинах представлены утепленные модели, внутри которых имеется специальная меховая или тканевая прокладка.
  • Ботфорты – это сапоги, обладающие высокими, закрывающими колени голенищами. Длина ботфортов варьируется от середины колена до середины бедра. Изначально этот вид сапог являлся неотъемлемой частью формы кавалеристов. Сегодня ботфорты изготавливаются из разнообразных материалов, они могут иметь высокий каблук. К сожалению, данный тип обуви подходит не всем женщинам, а в некоторых сочетаниях ботфорты могут создать вульгарный образ.
  • Дутые сапоги – это сапоги, предназначенные для зимнего времени года. Являются отличной альтернативой сапогам с мехом или валенкам. Такая модель обладает особым удобством. Сегодня на полках обувных бутиков представлены женские, мужские и детские модели. Дутые сапоги подойдут как для повседневных выходов, так и для активного отдыха на природе. Чаще всего они изготавливаются из мягкого нейлона, могут быть декорированы вставками из замши, вязаных деталей или кожи.
  • Угги – это сапоги, изготовленные из овчины, шерстяные внутри и замшевые снаружи. Считается, что впервые такая модель появилась в Австралии. Сегодня угги пользуются популярностью среди женщин любых возрастов. Угги не имеют каблука, и за счет этого очень удобны в носке. Они оснащены водонепроницаемой подошвой. Настоящие угги производит всем известный бренд «Ugg Australia», использующий при их производстве только качественные материалы.
  • Унты – это теплые зимние сапоги, пользующиеся особой популярностью среди жителей северных городов, имеющих холодный климат. В настоящее время унты представлены в двух вариантах: первый – унты имеют резиновую или кожаную подошву и утеплены собачьей и овечьей шерстью; второй – унты снабжены подошвой из войлока и утеплены собачей или оленьей шерстью. Сегодня такая разновидность сапог – это модная и стильная обувь, которая способна согреть даже в самый лютый мороз.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с аппликациями из кожи.

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и сыромятную кожу. Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная обувь: валенки и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

Сапоги в стихах[править]

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов…

 — Александр Пушкин, «Моя родословная», 1830

Чтоб зарычав на кровного врага,Восставшие, как некий зверь стоокийОтмстили б мрачно, жутко и жестоко.
Чтоб под подковой злого сапога
В кровавой гуще кости захрустели…
Чтоб умереть, но чтоб добиться цели.

 — Евгений Кропивницкий, «Восставшие», 1940

Дед кипит:
— Позволь, товарищ.
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?
Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне — тогда я бог!

 — Александр Твардовский, «Василий Тёркин. Два солдата»

Дремлет, скорчившись, пехота,
И в лесу, в ночи глухой
Сапогами пахнет, потом,
Мерзлой хвоей и махрой.

 — Александр Твардовский, «Василий Тёркин. Переправа»

Он ее и не видел в платьях,
Больше всё в сапогах кирзовых,
С санитарной сумкой, в пилотке,
На дорогах войны грозовых,
Где орудья бьют во всю глотку.

 — Константин Симонов, «Сын»

Спросонок тупо все ругая,
хотел надеть я сапоги,
но кто-то крикнул, пробегая:
«Ты опоздаешь!Так беги!»
Я побежал,но в страшном гаме
у станционного ларька
вдалис моими сапогами
того увидел паренька.
За вором я понесся бурей.
Я был в могучем гневе прав.
Я прыгал с буфера на буфер,штаны о что-то разодрав.
Я гнался, гнался что есть мочи.
Его к вагону я прижал.
Он сапоги мне о́тдал молча,заплакал вдруг и побежал.
И яв каком-то потрясенье
глядел, глядел сквозь дождь косой,
как по земле сырой,осенней
бежал он,плачущий,босой…

 — Евгений Евтушенко, «Сапоги», 1954

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.

 — Булат Окуджава

Веку убийстваПришлись ко двору,А я забилсяВ мою конуру.
В дверь не поверю!
Удар сапога
Вышибет двери ―
И вся недолга.

 — Иван Елагин, «Веку убийства…», 1977

Пояснение

«Странствия» словоформ из нормативных, т.е. литературных в просторечные (разговорные) и определённо ошибочные (или в обратном порядке) не редкость в любом языке. Обусловлено это явление эволюцией строя языка, который определяется массовым сознанием – образом мыслей большинства народа. В ходе изменения массового сознания ему следует коррекция построения языка с целью наилучшего выражения им мыслей; попросту – лучшей выразительности языка. Процесс этот спонтанный, стихийный, а грамматика с орфографией узаконивают наиболее выразительные в данное время языковые формы. В целом же во всём мире языковая эволюция идёт по пути укорочения слов и поисков способов более экономных их сочетаний в предложениях (высказываниях, фразах), передающих законченную мысль. У развитых языков выразительность при этом усиливается; у деградирующих – падает. Не исключена и обратная связь: когда неосознанное или намеренное искажение строя языка огрубляет и/или отупляет массовое сознание, поэтому отбор словоформ в нормативные дело весьма ответственное. Что до «сапог» без «-ов», то с ними серьёзных проблем нет: упоминать один сапог из пары приходится нечасто, и недоразумения тут весьма мало вероятны.

А это важно?

Обращали ли вы свое внимание, что порой у парикмахера на голове творится пергидрольное безобразие, а стоматолог зачастую имеет плохие зубы, а педагоги порой не могут воспитать собственных детей, а специалисты по тренингам порой так несчастны в личной жизни. И попадая на прием к такому специалисту, поневоле задумаешься, а стоит ли ему доверять? И в этом случаи вне зависимости от профессии вспоминается пословица «сапожник без сапог»

Значение этих простых слов поражает до глубины души.

Конечно же, можно предположить, что мы переносим собственные ожидания на людей выше перечисленных профессий и нигде не написано, что должно быть именно так. И, безусловно, каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет быть. Но все-таки, если ты занимаешься каким-либо делом, стоит позаботиться о том, чтобы ему соответствовать. А если ты этого не хочешь или не понимаешь этого, то, возможно, тебе даже придется сменить свою профессию или ремесло.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Почему сапоги называются яловыми?

первый вариант – кожзам и изделия из него носят солдаты, а второй – натуральная кожа и обувь из неё с советских времён доступна только офицерам

Характеристики материала

Берут яловку у неогуленных молодых коров, а также быков, которым ещё не исполнилось полтора года. Место среза: брюшина. Локализация и возраст животного позволяют получить большой по диаметру отрезок цельного материала, неиспорченный укусами, шрамами и растяжками.

После свежевания шкура проходит через длительный и многоэтапный процесс дубления. Технология ранее включала следующие виды обработки:

  • промывка;
  • мездрение;
  • золка;
  • топтание и разминание в барабанах;
  • разделка;
  • стружка;
  • отжимание лица;
  • бучение;
  • заливка в особом дубильном растворе;
  • дубление соковое;
  • дубление пересыпочное.

В современной промышленности применяется хромовка – метод хромового дубления, при котором используются дубильные минеральные вещества. После подобной обработки изделие становится в среднем в 2 раза прочнее шкур, прошедших через растительное дубление. Также материал начинает обладать высокой температурой сваривания – его структура не разрушается при контакте с кипящей водой и хорошо сопротивляется разрушающему действию нагретых химических веществ.

Описание конструкции сапог

Черты и детали традиционных полевых офицерских сапог:

  • кожаные подмётки на гвоздях;
  • в каждом сапоге по 2 белых ушка (пришиты с внутренней стороны);
  • задник усилен;
  • стандартизированная длина голенища: 45 см;
  • гвардейские полка носили модели на 4,5 см длиннее;
  • голенище сшито сзади, одним длинным швом;
  • стандартизованный вес стелек: 21,33-46,93 г;
  • высота каблука: ровно 2 см;
  • каблук крепится железными шпильками.

Какие ещё синонимы названия существуют?

полными синонимами эти слова не являются, последнее несколько шире

Третье название – хромовые. Однако оно некорректное. Между настоящими хромовыми и яловыми сапогами гигантская разница. Последние лучше держат голеностоп и в них можно находиться во время пожара (ну или просто тушить ими костёр). Первые прилично легче, но рядом с огнём им не место. Высокие температуры они переносят на порядок хуже.

Пропасть глупости

Так как речь идет о русских пословицах и поговорках, то именно они и послужат нам доказательством тому, что все-таки сапожник должен иметь сапоги. Итак, «назвался груздем, полезай в лукошко». Значение пословицы «сапожник без сапог» можно смело трактовать, как недопустимую глупость не иметь того, что ты предлагаешь людям. Поэтому, если вы решились обратиться к какому-либо специалисту, то неплохо было бы навести о нем справки

Да, безусловно, вам важно как он шьет, лечит или стрижет, и, возможно, вы подумаете, важно ли, что он без сапог? Вам по большому счету и не важно — это должно быть важно для него

Для более глубокого понимания значения «сапожник без сапог» приведем такой пример. Две девушки, как говорится, на выданье. Одна из них красавица, но неряха, плохо готовит, и у нее сварливый и неуживчивый характер. А другая девушка не красавица, но отличная хозяйка и добрый человек. И молодой человек вполне может сделать неверный выбор и будет всю жизнь свою несчастлив в браке с неряхой-красавицей. Так и в этом случаи «сапожник без сапог» проиграет по количеству клиентов сапожнику в сапогах.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

В словаре Даля

м. чобот южн. высокая обувь, из передов, задников и голенища, с
подошвою. | Сапог, у руля речных и береговых судов, наделка сапогом на
подводной части руля, для сильнейшего упора воды, морск. рудерпис. |
Сапог или сапог с корнем, вост. сев. кокора, пень с корневищем и
корневым суком. Сапоги-самоходы, сказ. уносят путника, как
ковер-самолет. Носи и сапоги, да лапотки вперед береги, так шеголяй в
праздники, чтоб и на будни стало. Ныне молоко в сапожках щеголяет,
дорого, редко. Сапоги на посох! в путь. Жена не сапоге, намулит, так с
ноги не соймешь. Подбить сапоги, гвоздями. Перетянуть сапоги, сделать
перетяжки, приделать новые головы, переды и подошву. Подметать сапоги,
подкинуть подметки, подшить половину подошвы вновь. Обсоюзить сапоги,
положить союзы, нашить вкруг, по краю передов, накладку. Рукавички
барановые, а сапожки сафьяновые! песня. Каков женишишка, таковы его и
сапожишки. Рыбачьи сапожищи, бахилы. Кукушкины сапожки, растен.
Cypripedium и Calceolaria. Марьины сапожки, растенье Calceolus. Сапожки
и сапожки, полусапожки с коротенькими и затяжными голенищами. Сапожки,
растен. Aquilegia, звонки, павлиньи-очки. Сапоги с напуском, с долгими,
мягкими голенищами. Без сапог не слуга. Купил сапоги, да не избыл
босоты. Сапог подметки не стоит. Один ты в сапогах ходишь! нет людей
супротив тебя! Сапог сапогу брат (ровня). Чем лаптю кланяться, так уж
поклонюсь сапогу. Всем богам по сапогам. Велик сапог на ноге живет — а
мал сапог, под лавкой лежит. Сапожный товар. Сапожный ряд, лавки.
Сапожный мастер, сапожник, -ница, шьющий сапоги. Пьян как сапожник, как
сапожная стелька. Портной вор, сапожник пьяница. Портной без порток,
сапожник без сапог(ов). -ников, -ницын, что лично их; -ничий, к ним или
к ремеслу их относящ. -нический, то же. Сапожничья поводка наотмашь
бить, как вервь тянет. Сапожничиха, жена сапожника. Сапожничать,
заниматься ремеслом сим; сапожничанье, дело это; сапожничество, ремесло,
промысел этот.

Сапоги в прозе[править]

― Да вы не извиняйтесь, я вас не боюсь. Тогда я только от лакея родился, а теперь и сам стал лакеем, таким же, как и вы. Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
― Какие сапоги? Что за аллегория?

 — Фёдор Достоевский, «Бесы», 1872

… к 1917 г. чуть ли не всё мужское население России ходило в кожаных сапогах…

 — Алексей Брусилов

…фасон у русского сапога только один бывает. Правильнее сказать — два: рабочий или выходной. Это всякие туфли, или ботинки, или вот теперь босоножки стали робить на разные фасоны. А настоящий сапог, как человек, на один фасон делается.

 — Владимир Киселёв, «Воры в доме»

Комполка. Ты себе планшет заведешь когда-нибудь? Или тебе подарить?Маэстро. Так сапог в бою надежнее.

 — В бой идут одни «старики»
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации