Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 1

Зипун — это верхняя одежда у крестьян

Элементы национального костюма в современной моде

Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.

Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:

  1. Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
  2. Древнеславянские орнаменты, вышивка.
  3. Рукава-фонарики.
  4. Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
  5. Платки и шали.
  6. Браслеты из кожи и дерева.

Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.

Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.

С чем носить

Создать образ с кожаными штанами несложно, когда модель подобрана правильно, в соответствии с особенностями фигуры. Если возникает вопрос, с чем их носить, то лучше прислушаться к рекомендациям стилистов. Верх можно подобрать из следующих предметов гардероба:

  1. Блузка. Отлично подойдет к кожаным штанам модель из легкого шифона, подчеркивая женственность.
  2. Пиджак или жакет. Изделие прибавит элегантности и серьезности, подчеркнет достоинства фигуры. Под него надеваются футболки, топы, рубахи, блузки, водолазки. Отличный трехслойный вариант для образа девушки: сорочка, свитер, пиджак.
  3. Кардиган. Можно использовать как длинную модель, так и короткую. Женский образ с теплой мягкой вещью создают, добавляя майки или футболки, желательно однотонные, без рисунков.
  4. Свитер. Сочетание обтягивающих брючек с объемным шерстяным изделием — прекрасный вариант для стройной девушки. Если в гардеробе есть свитер свободного фасона, у женщины не возникнет проблемы, с чем носить штаны кожаные.
  5. Рубашка. Подойдет для создания стильного повседневного образа. Лучше выбрать рубаху джинсовую, в клеточку, полоску, а для придания женственности используются модели пастельных оттенков: нежно-розовые, беж, светло-голубые.
  6. Джемпер. Образ смотрится женственно при комбинировании штанов из кожи и легкого тонкого изделия, декорированного, к примеру, кружевом.
  7. Кожаный верх. К выбору пиджака, топа или куртки из данного материала следует подходить очень аккуратно, чтобы избежать безвкусицы.
  8. Меховой жилет. Замечательный образ для зимы, если надеть такую вещь поверх свитера или водолазки.

Хорошо смотрятся кожаные штаны с пальто, особенно выполненными в свободном крое, куртками

Немаловажно знать, с какой обувью сочетать комплекты. Брутальный образ рокера требует грубоватых ботинок на толстой подошве

В зимнее время применимы сапоги и ботильоны, а весной и осенью подойдут классические лодочки. Отлично сочетаются штаны из кожи с кроссовками, балетками, слипонами. Стильный образ получается, если надеть с кожаными брюками кеды, а в качестве верха использовать объемный свитер, например. Шуба с такими штанами не сочетается, является модным табу.

Что касается мужчин, то носить кожаные брюки можно с самым различным верхом. Красиво смотрится образ, созданный из классических моделей из кожи с курткой-косухой из того же материала. Дополняя белоснежную рубаху черными кожаными штанами и жилеткой, можно получить стильный «лук». Если юноша выбрал яркие брюки, то верх удачно будет оформлен белой майкой или футболкой, на которую нанесен броский рисунок. Из обуви отлично подойдут кроссовки, мокасины или ботинки.

Что собой представляет

Национальный русский костюм был удобным, функциональным и практичным. Основная особенность – многослойность. К концу XVII века традиционный наряд стал обязательно включать в себя короткий облегающий полукафтан с длинными узкими рукавами (это зипун). Он представлял собой разновидность верхней одежды без воротника или с небольшой стойкой. Изделие надевали на рубаху, а сверху носили кафтан или армяк.

Этот обязательный предмет гардероба использовали круглый год. Характерные особенности:

  • шился из сукна, крестьяне использовали пониток – домотканый материал;
  • расцветка зависела от целей ношения, дома использовалось некрашеное или просто отбеленное сукно, праздничные варианты были яркими;
  • швы украшались контрастной тесьмой;
  • это двубортное изделие, застегивающееся справа налево;
  • застежкой могли быть крючки или пуговицы с петлями;
  • покрой был свободным;
  • у него длинные узкие рукава и широкие полы, длина – до колен;
  • обязательно подпоясывали кушаком – поясом, концы которого заправляли с обеих сторон.

Как выбрать

Как и другая одежда, брюки из кожи подбираются в соответствии с телосложением. К тому же следует учитывать время года: для летнего гардероба такое изделие не очень подойдет, поскольку в нем будет очень жарко. Прежде чем приобрести этот предмет одежды, надо примерить несколько штанов различных моделей, а также брюк из одной партии. Одинаковые вещи могут смотреться абсолютно по-разному в зависимости от размера. Брюки должны идеально сесть, при этом не обвисая и не натягиваясь излишне. Хорошо, когда они плотно облегают при примерке – со временем изделие непременно растянется. Чтобы удостовериться, что штаны не малы, следует подвигаться в них, присесть – если не слишком тесно и не очень давит, то можно приобретать. Кроме того, необходимо проверить кожу на дефекты: царапинки, разрывы, растяжения.

Если девушка или мужчина чувствуют себя комфортно в кожаных брюках, это не доказывает, что со стороны они смотрятся также идеально. Фактура материала имеет значение при выборе штанов. Изделия из грубоватой кожи не следует носить полным девушкам – они добавят лишние сантиметры талии и бедрам. При объемной нижней части тела лучше выбрать модели широкие или прямые, а если рост выше среднего, то идеально подойдут бананы. Высокая посадка в изделии – это хороший вариант, если отсутствует талия. При объемном верхе наиболее приемлемы фасоны клеш, классические прямые. Если плохо выражена талия, а ягодицы отличаются маленьким объемом, то подойдут брюки скинни, узкие внизу, прямые, модели клеш от бедра.

Фасоны кожаных брюк для мужчин не отличаются от моделей, выполненных из других тканей: они бывают прямыми, узкими, широкими. Главное, чтобы при примерке в штанах было максимально удобно. Особенно это актуально, если мужчине приходится ездить на мотоцикле.

В современной моде

К концу XIX века камзол полностью изменился, а потом вышел из моды. Считается, что он стал предшественником современного жилета. Мужской костюм-тройка, который распространился с начала XX века, повторяет тенденции тех времен, когда носили на рубаху камзол, а сверху кафтан. Только эти предметы одежды превратились в жилет и пиджак.

Жилет, в отличие от камзола, стал более коротким. Он мог быть не только приталенным, но и широким, изделие перестали богато украшать. В моду вошел минимализм и нейтральные темные расцветки.

Сегодня этот предмет гардероба сохранился в костюме казахов. До сих пор популярна национальная женская одежда, основным элементом которой является камзол. Обычно он ярко-красный или голубой, украшен бисером, вышивкой, золотой нитью.

Многие дизайнеры считают, что современный женский жакет тоже произошел от этого элемента одежды. В удлиненных пиджаках, тренчах и пальто просматриваются его признаки:

  • приталенный силуэт;
  • длинный ряд пуговиц;
  • большие накладные карманы;
  • полочки короче спинки.

С XVII по XX век камзол пережил периоды популярности и забвения, за это время он претерпел много изменений. Сейчас уже не употребляется такое слово, но современные женские жакеты часто похожи на старинный предмет одежды.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Обувь

  • Лапти— низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
  • Башмаки— изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
  • Чёботы— вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
  • Ичиги— вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
  • Валенки— тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
  • Онучи— длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
  • Поршни— простейшая русская кожаная обувь.

Актуальные расцветки

Модные брюки женские и мужские из кожи могут быть как классических, так и ярких необычных цветов. Самая популярная палитра:

  1. Черные. Стильные изделия выпускаются в различных вариантах. К черным кожаным штанам выбирают верх любого оттенка.
  2. Коричневые. К этой гамме можно отнести беж или кофейный оттенок. Подходят изделия для стройной фигуры, полной женщине добавляют объема.
  3. Бордовые. Элегантные оригинальные модели являются трендом многих коллекций дизайнеров.
  4. Белые. Не стоит выбирать светлые брюки полным девушкам. С кожаными штанами белого цвета можно носить верх кораллового, ярко-зеленого, желтого, оранжевого, сапфирового оттенков.

Цветовая палитра модных изделий не ограничивается привычными оттенками, женщины любят носить брюки красной, лиловой, рыжей, розовой, бирюзовой, сиреневой, голубой, фиолетовой кожи. Представителям сильного пола также не следует останавливаться на классических расцветках. В мужской моде сегодня присутствуют и яркие цвета:

  • синие;
  • желтые;
  • красные;
  • в клетку.

Как носили зипун

Наряд тех времен отличался многослойностью, причем количество одежды напрямую говорило о благосостоянии и принадлежности ее владельца к определенному классу — чем многослойнее одеяние, тем богаче и знатнее человек.

Считается, что зипун — верхняя одежда у крестьян, однако чаще всего они носили лишь порты или штаны и рубашку в теплое время года. В холода же обязательными частями гардероба были шуба и меховые порты. Дворяне же носили рубашку в качестве белья, поверх нее обязательно надевали зипун, он считался одеждой для дома, а выходя на улицу, еще и кафтан, таким образом, он играл роль, схожую с ролью современного жилета в мужском костюме. В зависимости от ситуации также могла надеваться парадная одежда — ферязь. Многослойность не обошла и нижнюю часть гардероба, знатные люди надевали две пары штанов, причем верхние были сделаны из дорогостоящих материалов — сукна или шелка.

2 Ферязь

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи  и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5.  Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Куда надевать?

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

7 Головной убор

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

Куда надевать?

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.

История ношения зипуна в России

По некоторым источникам, крой данного вида одежды был заимствован из восточной культуры, однако стоит учесть, что это только теория, так как ее документальных подтверждений слишком мало. Однако европейское либо иное происхождение зипуна как элемента наряда кажется еще более невероятным.

Сам термин «зипун» набрал широкое распространение в XVII веке, впервые в письменном источнике он был употреблен в сборнике правил построения жизни человека — «Домострое». Он упоминается в разделе «О соблюдении вещей» наряду с другими предметами гардероба — сарафанами, кафтанами, шубами и прочим.

В период XVIII — начала ХХ вв. он составлял элемент наряда донских казаков, они надевали его под бешмет поверх рубахи. И все же практически на всей территории России XVIII—XIX веков зипун — это была верхняя одежда крестьян. Он надевался как в будни, так и в праздники, а также был особый вид зипуна, который накидывался поверх верхней одежды в случае путешествия или ненастья. Тогда он изготавливался из серого или черного сукна, с широкими рукавами и большим, в отличие от обычного зипуна, воротником, которым, подняв, можно было закрыть голову. Такой зипун имел длину до пят и был без застежек.

Камзол — это что такое? Происхождение

“Камзол” — это термин, пришедший из французского языка, где он звучит как camisole и переводился как “кофта”. Появился он в первой половине 18-го века при дворе Людовика XIV и уже к середине столетия стал незаменимым элементом мужского дворянского костюма. В то время он представлял собой приталенный пиджак или жилет длиной до колен.

Есть и другая версия, говорящая о том, что камзол — это предмет одежды, который появился в 15-м веке во Франции благодаря королю Карлу VIII, чьи ноги были кривыми и короткими. Он и решил скрыть сей недостаток удлиненными полами камзола. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного портрета этого правителя в полный рост и подлинность этой истории изобретения камзола до конца не подтверждена.

В период Столетней войны Франция великодушно дарит Англии свой камзол как элемент верхней одежды. И вот уже английские аристократы становятся в очередь к портным, чтобы расширить свой гардероб

Для развития моды это действительно важно, так как он становится первой вещью, которая должна быть скроена и посажена точно по фигуре. Именно камзол придал особую ценность профессии портного и сыграл роль в развитии индустрии индивидуального пошива одежды

Носили мужской камзол поверх рубашки или кафтана, шили из сукна, шелка или бархата. Также его часто богато украшали вышивкой, золотыми галунами, длинным рядом пуговиц. Причем, несмотря на обилие пуговиц, застегивались только верхние. Длинные рукава заворачивали манжетом так, чтобы были видны расшитые рукава рубашки. Также под камзолом часто носили длинный жилет, прикрывающий ноги. К концу 18-го столетия этот элемент одежды утратил рукава и баску, окончательно превратившись в самодостаточный жилет.

Из гигиенических соображений и для большего удобства спинку камзола шили из холщовой ткани, а всю подкладку делали из шелка. Также на спинке делали шнуровку. Все это помогало меньше потеть и легче двигаться.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации